Сайт учителя английского языка Загородневой Галины Васильевны

Меню сайта
Категории раздела
конференции, МО учителей ИЯ [19]
Для родителей [3]
Словарь
Русский-Английский
© словарь bab.la 
Test Server
Статистика
гости
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Главная » Статьи » Мои статьи » конференции, МО учителей ИЯ

Создание системы проектной деятельности на уроке английского языка как фактор формирования социокультурной и коммуникативной компетенции

Создание системы проектной деятельности на уроке английского языка как фактор формирования социокультурной и коммуникативной компетенции

 

                                                                Загороднева Галина Васильевна

                                                                учитель английского языка

                                                                МБОУ СОШ №6 им. А.И.Гордиенко

                                                                г. Нягань Ханты-Мансийский АО

 

 

                                                               « Урок-это солнце, вокруг которого, как

                                                                 планеты, вращаются все другие формы

                                                                 учебно-воспитательной работы».

                                                                                  Н.Верзилин

 

                                                               «Знание только тогда становится знанием,

                                                                 когда оно приобретено усилиями своей

                                                                 мысли, а не памятью».

                                                                                       Л.Н.Толстой

 

                                                               «Для того чтобы усовершенствовать ум

                                                                 Надо больше размышлять, чем заучивать»

                                                                                        Р. Декард

                                                    

                                                                 

 

                                                     План:

 

 

  1. Введение. Современный урок.
  2. Работа над созданием системы проектной деятельности на уроке.

1). Тема, проблема, цель, задача.

2). Warming - Up.

3). Лексика, грамматика, речевые клише, тексты.

4). Ролевые игры.

5). Конечный продукт.

6). Критерии оценки проектной деятельности.

    III.     Выводы.

    IY.    Приложения.

 

 

 

 

 

 

   I. Введение. Современный урок.

   Каждое новое поколение учителей по - праву считает свой урок самым  современным. В этом и состоит диалектика учебного процесса в общеобразовательной школе, основной формой которого был и пока остается урок. Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.

              Задача педагога состоит в том, чтобы на каждом очередном этапе развития школы определить важнейшие особенности современного урока, вытекающие из новых социальных установок общества, из нового содержания образования, из оценки личностных качеств школьников на текущий момент времени. И на этой основе разработать зримую модель современного урока, четко обозначить основные пути совершенствования урока, найти рациональные способы повышения его эффективности.

              Современный учитель ясно понимает, что для современных детей необходимо искать новые пути обучения, новые способы повышения мотивации, новые технологии проведения уроков. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения.

              Урок иностранного языка сегодня-это урок, учитывающий физиологические и психологические особенности каждого ребенка, его жизненный опыт, настроение и отношение к предмету. Мы учим детей иностранному языку так, чтобы учащиеся могли использовать эти знания в практической жизни, таким образом, урок должен иметь деятельностную направленность. Одна из важнейших задач педагога - это повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка, а значит необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся к предмету, как на уроке, так и во внеурочное время.

             Именно впечатления и любознательность должны стать основой для формирования устойчивой учебной мотивации у школьников в процессе обучения иностранному языку. Залог успешной учебной деятельности - личная значимость тех или иных явлений, сообщений, действий, их отношение к интересам, потребностям, жизненному контексту каждого конкретного учащегося.

             С развитием современного демократического общества был взят курс на модернизацию процесса обучения, которая предполагает личностно - ориентированный подход, использование передовых информационных технологий, непрерывное обучение английскому языку со II по ХI класс.

             Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, обучение в сотрудничестве.

   II. Работа над созданием системы проектной деятельности на уроке.

            Я работаю учителем английского языка в обычной общеобразовательной школе и в своей работе использую проектную методику, и моя тема по самообразованию «Создание системы проектной деятельности на уроке английского языка как фактор формирования социокультурной и коммуникативной компетенции». Проектная работа подразумевает много - навыковую деятельность, которая сфокусирована более на интересе, чем на специфике языковых заданий.  Работу над проектом я провожу поэтапно:

            Подготовительный этап: в рамках программы предъявляется тема проекта, и формулируются цели, задачи или проблемы.

             Основной этап: - знакомлю учащихся с методикой работы над проектом;

                                          - знакомлю с программной лексикой и грамматикой;

                                          - знакомлю с аутентичным материалом;

                                          - выдвижение учащимися своих идей о мини - проектах;

                                          - формирование групп; самостоятельная работа учащихся над мини-проектами, взаимо- и самоконтроль;

                                          - контроль учителем подготовленных материалов, внесение необходимых исправлений, дополнений.

          Завершающий этап: - оформление проектов в виде коллажа, путеводителя, плаката, брошюра, письменный доклад, бюллетень на демонстрационную доску, видео, статью для школьной газеты, журнала, презентации, представления, деловой или ролевой игры, дебаты и т. д.;

                                                 - презентация и защита проектов;

                                                 - обсуждение результатов, подведение итогов работы.

             Практическое использование проектов.

             1).Тема, проблема, цель, задача.

             Сердцевину задачи составляет проблема. Она осознается как противоречие между тем, что ученик может, и тем, что он должен, что необходимо для достижения цели. Поэтому проблема всегда составляет начало мыслительной деятельности. Учащийся сам может сформулировать свою задачу на основе проблемной ситуации. В то же время ее может предложить и кто-то другой, например, учитель, автор учебника. В ходе решения проблемных задач стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

              Задача является доминирующим звеном в создании проекта. Вместе с учениками определяем тему, которая расширит понимание аспекта их будущей работы и обеспечит уместную языковую практику. Складывая информацию, идеи, жизненный опыт через обсуждения, опросы и переговоры, ученики достигают согласия в задании. Важным сопутствующим фактором здесь остается мотив, осознание учеником потребности в решении задачи как необходимости и как цели, к которой он лично стремится. В проектной работе ученики работают вместе, чтобы достичь общей цели, конкретного результата. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, ученики должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. « Истина не находится и не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину» М.М.Бахтин.

              В зависимости от типа проекта, делю учеников на группы (сильный, средний, слабый) или наоборот группа (подготовленная, средняя, недостаточно подготовленная), могут быть мальчики и девочки вместе, либо только мальчики и только девочки. И количество человек в группе может быть разным от 3-6, все зависит от того, что нужно выполнить в проекте для получения продукта. Состав участников групп меняется от проекта к проекту.

              Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, эстетически реализуя усвоенные им средства и способы работы.

               При выполнении проектной работы, которая может выполняться в устной и письменной форме, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций.

              Во-первых, поскольку проектная работа дает учащимся возможность выражать свои собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

              Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

              В - третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.

              В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания иностранных языков. Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость.

              2). Warming - Up.

              В  курсе иностранных языков метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика («Моя семья»,  «Мои друзья», «Мой город», «Мой кумир», «Мои соседи» «Проблемы экологии» и т. д.) Например, с темы «Моя семья» начинаются первые предложения учащихся и на протяжении всего курса обучения она присутствует, только с каждым этапом обрастает уже рассказами о своей семье и в результате ученик может рассказать о своей семье много интересных подробностей. Приложение 1.

              Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение 4- 12 и более уроков в зависимости от сложности проекта, необходимости работы с дополнительными источниками или проведения каких либо исследований по теме проекта. Тема имеет четкую структуру, делится на подтемы, каждая из которых заканчивается заданиями для учащихся к проектной работе. Возьмем тему «Семья» в 10 классе УМК «Английский с удовольствием М. З. Биболетова. Так как тема очень объемная, разбиваем ее на несколько подтем: «Истории из прошлого» (продукт-журнал), «Проблемы отцов и детей» (продукт - дебаты), «Что делает семью счастливой?» (продукт-презентация).

     Практическое использование приобретенных речевых навыков происходит при выполнении заданий типа «Warming- up». Это особый вид совместной учебной деятельности, наиболее приближенный к реальной действительности. С его помощью можно «запустить» урок, придавая занятию нужный ритм и соответствующую атмосферу. Этот вид учебной деятельности может быть применен для заполнения паузы. Он также может служить логичным завершением урока.

              Содержание «Warming- up» разнообразно: от скороговорок до ролевых игр. В младших классах я использую стишки по теме, например «Мои домашние питомцы» запускаю урок со стихотворения “Can You?” (c движениями)

               Can you hop like a rabbit?

               Can you jump like a frog?

               Can you walk like a dog?

               Can you fly like a bird?

               Can you swim like a fish?

               And be still like a good child,

               As still as you wish?

         Так же младшие школьники любят элементы неожиданности или сюрпризы, когда  на уроке появляются Карабас - Карабас, куклы-марионетки, космический мяч при отработке грамматических форм. Приложение 2.

              В старших классах использую интересные цитаты и высказывания, поговорки. Каждый урок по одной поговорке, которые они записывают в тетради, обговариваем и затем они их используют в своих проектах. Так по теме «Семья»: East or West- home is best.

                       If life gives you strict parents- obey them.

                       Family is one of nature’s masterpieces.

                       Life is full of conflicts but you do not have to cause them.

                       We never know the love of our parents until we become parents ourselves.

                       The best way to make children good is to make them happy. и т. д.

              Наряду с вербальными средствами выражения широко использую и другие средства: рисунки, коллажи, ситуативные картинки, планы, схемы, карты, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах использую звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

               3). Лексика, грамматика, речевые клише, тексты.

              В данной системе обучения широко использую непроизвольное запоминание лексических средств и тщательно отрабатываю грамматические структуры через упражнения в учебнике и предложенные мною. Так, лексику по всей главе ввожу сразу. Приложение3.

        Затем каждый урок отрабатываем через различные упражнения:

               - дайте описание слова;

               - подберите синоним (антоним) к слову;

               - русский эквивалент слова;

               -  вставьте слова в предложении;

               - составьте словосочетания;

               - найдите слова в тексте;

               - заполни паутинку слов;

               - построй ступеньки из слов;

               - распредели слова по категориям;

               - изобрази слово;

               - угадай слово;

               - выбери русский (английский) перевод к словам;

               - придумайте предложения с этими словами;

               - измени слово по частям речи (существительное, прилагательное, глагол) и так далее.

               Тренировка учащихся в употреблении грамматических форм проводится, как правило, на основе таблиц, в виде соревнования. Использую ситуативные картинки для многократного повторения определенных структур. Возникает естественная ситуация для коммуникации.

               Для отработки грамматических форм использую упражнения из учебника и из дополнительных источников:

                -вставь глаголы в нужной форме;

                - обведи глаголы для косвенной речи;

                - составьте предложения из слов;

                - вставить предлоги;

                - вставить артикли, где нужно;

                -объединить предложения, используя связующие слова;

                - задать вопросы (4 типа вопросов) и т.д.

              Для того чтобы достигнуть второй цели - пользоваться языком, важно, чтобы подросток привык рисковать, например, чтобы он продолжал читать и слушать текст, когда встречаются непонятные слова; пытался выражать свои собственные идеи так хорошо, как только возможно в возникшей ситуации. Для практики в пользовании языком в учебниках имеется большое количество стимулов в виде ситуаций, создаваемых с помощью вербальной и предметно-образной наглядности. Учу ребят использовать тексты в качестве образца высказывания, применяя к себе то, что необходимо, и трансформируя текст так, чтобы он соответствовал мыслям и желаниям ученика.

              Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений обучаю учащихся стратегии и тактике группового общения, т.е. коммуникативным шагам, которые научили бы высказываться лично, связно и продуктивно. Большое значение имеет при этом целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Для изучения предлагаю клише сразу со второго урока, которые постоянно находятся на демонстрационной доске или на парте. Тренировка в использовании подобного рода клише постоянно в течение всего обучения. Они должны уметь пользоваться фразами согласия/ несогласия/ уметь обобщать сказанное, высказать сомнение, удивиться и прочее, поскольку такие коммуникативные связки  нужны при проведении дискуссии в группе, при составлении диалогов, при самостоятельном высказывании по теме.

              Приложение 4.   Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество. Проектная работа обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальный языковой материал.

               4). Ролевые игры.

              В каждой проектной работе обязательно предлагаю ролевую игру. Ролевые игры достаточно эффективно развивают способности к творчеству: интеллектуальные и креативные. В развитии творческого мышления могут использоваться незавершенные или открытые учебные ситуации, которые поощряют учащихся к сотворчеству.

             Ролевые игры позволяют учащимся на практике в атмосфере творчества использовать полученные знания, умения и навыки, помогают ученику уйти от стресса в ситуации общения на иностранном языке. Этот вид речевой деятельности привлекает своей эмоциональностью, возможностью драматизации, использования элементов костюма и, конечно, общения друг с другом.

             Система ролевых игр предполагает развитие лингвистического потенциала со свободным владением вербальными и невербальными средствами социального поведения. Ролевые игры развивают умения быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнообразных коммуникативных ситуациях, овладевая эффективной техникой общения.

               Телепередача как опора для организации ролевой игры на уроке иностранного языка создает естественный, увлекательный, знакомый фон для включения любого содержательного и языкового материала, придает игровой характер обычным учебным действиям. Фрагменты отдельных телепередач использую на всех ступенях обучения как форму скрытого контроля знаний и навыков учащихся как по одной теме, так и по блоку тем. Например, телепередача «Пока все дома»- тема семья; «В мире животных»- животные; «Непутевые заметки»- путешествия, традиции; «Пусть говорят»- любая проблемная тема; «Без комментарий»- любимая пауза для всех учеников, когда без слов нужно показать действия, а класс или группа угадывает.

              Современное общество требует от выпускников школ не просто определенного набора знаний, но и умения применять их на практике: слушать собеседника и точно выражать собственные мысли, чувствовать эмоциональное состояние партнера по общению, вникать в мотивы его поведения, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах, что имеет огромное воспитательное значение. Осуществлять практическую направленность результатов проектной деятельности.

              5). Конечный продукт.

              Каждый этап проекта должен иметь свой конкретный продукт. После каждого урока (тренинга лексики, работы с текстом, высказывания  и т.д.) учащиеся отправляют в свою «копилку» необходимую информацию. Многие проекты используем не только на уроках английского языка, но и на классных часах, декадах иностранных языков, праздниках. Так к декаде иностранных языков совместно со всеми классами, в которых я работаю, мы разработали, подготовили и представили наш творческий проект по теме «Праздники и традиции. Пасха». Цель нашего проекта: добыть и проанализировать информацию по истории появления религиозного праздника Пасхи в странах изучаемого языка и других странах. Социокультурный аспект: знакомство с особенностями празднования Пасхи в странах изучаемого языка и во всем мире. В ходе подготовки пришлось освоить дополнительную лексику и грамматический материал. Газеты о празднике готовили 8аб классы; письменные эссе печатали и представляли ученики 10а класса (более подготовленные); театрализованные представления готовили ученики 10б, 9д, 8а классов; оформители к представлениям  был7а; поделки из яиц - 6в.

               А вот в проекте «Нашему городу- 25» ученики сначала готовили материал к классному часу: прошли по самым известным достопримечательностям города, сделали фото и на 2х ватманах красочно их оформили, и как оказалось, не все знают, где находится тот или иной памятник. На русском языке, на классном часу был сделан небольшой экскурс в историю появления нашего города Нягани. А потом на уроке английского языка в 7 классе мы уже использовали оформленные плакаты, большую карту города и информацию перевели на английский язык по уровню их знаний, и конечным продуктом получилась красивая презентация «Our Nyagan-25».

               А вот на ролевую игру в 11 классе по теме «Live to work or work to live» пришлось объединить 2 урока т.к. они проходили собеседование на прием работы, знание языка тела и должны были подготовить рекламу.  

 

               6). Критерии оценки проектной деятельности.

               В ходе выполнения проекта школьники учатся видеть цель своей работы, анализируют и систематизируют информацию, оформляют конечный продукт, дают ему оценку, а также дают оценку своему вкладу в общий результат, приобретают опыт подведения итогов определенного этапа учебы и опыт самооценки. Использую рефлексивный компонент деятельности эмоциональное состояние: «Что ты чувствуешь?» каждому ученику даю вот такую карточку            (Приложение 5.) и обязательно прошу выразить отношение к проблеме (теме), взгляд на проблему раньше и сейчас:

               My opinion on the problem now and then:

             

                       THEN (before)

            NOW

   DIDN’T       know

         I....

                        understand

         Besides....

                            realize

         Moreover....

   COULDN’T    imagine

         I consider....

                            express

 

 

 

             При презентации проекта оцениваю не только содержание и правильность речевого оформления, но и владение навыками устной презентации, манеру речи, умение держать себя перед аудиторией, так как суть проектной деятельности при изучении иностранного языка – это, прежде всего коммуникативная деятельность, включенная в другие виды деятельности. Использую при оценке проектной деятельности следующие критерии:

         -способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем;

         - умение раскрыть содержание работы;

         -умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью;

         - умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты.

             Алгоритм оценивания работы: 1) самооценка (критерии: оригинальность, креативность; ясное объяснение; хороший английский; умения представлять проект).

                                                                       2) оценка учителя (владение языком; решение задач; оригинальность; аккуратность; баланс вклада; содержание; участие в выполнении проекта).

                                                                       3) оценка группы, класса (итоговая оценка: я, группа, класс, учитель, итого).               Приложение 6.

              Гораздо интереснее для ребят быть отмеченными по следующим номинациям: «самый интересный проект», « самый красочный проект», «самый смелый проект», «самый обоснованный проект», « самый веселый проект», «самый вкусный проект» и т.д.

             При выполнении проекта необходимо соблюдать ряд условий:

  • проект должен соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащегося;
  • для выполнения проекта должны быть все условия - информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;
  • необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
  • выработать ясную и простую критериальную систему оценки итогового результата работы по проекту;
  • результаты и продукты проектной работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме.

III. Выводы.

«Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат)».

     Пять «П»: ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ - ПОИСК        ИНФОРМАЦИИ - ПРОДУКТ- ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

     Целенаправленно и систематически используя проекты в работе при обучении английского языка, эффективность очень высокая. Увеличивается скорость чтения, качество перевода, работа со словарем и другими источниками. Они активно участвуют в олимпиадах, как школьных, так и дистанционных.

  IY. Приложения.

 

                                                                                   

            

            

 

 

 

 

 

 

Категория: конференции, МО учителей ИЯ | Добавил: missiszagor-galina (30.06.2015)
Просмотров: 955 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Введите ваш логин и пароль
Забыли пароль?
Регистрация
Партнеры сайта
  • Школлеги
  • Интернет-сообщество Pedsovet.su
  • 1 сентября
  • Просвещение издательство
    КАЛЕНДАРЬ
    Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру
    Академия Педагогики ПродленкаАкадемия Педагогики Яндекс.Погода

    Сайт Загородневой Галины Васильевны © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz