Пояснительная записка
Современное школьное образование обеспечивает знание основ современной техники, вооружает учащихся навыками и знаниями, способствует правильному выбору профессии, учит общению в разных сферах, и английский язык играет в этом большую роль.
Программа нацелена на поиск новых форм и приемов, которые позволят средствами данного предмета объединить работу по образованию и развитию восприятия учащихся в продуктивный творческий процесс.
Воспитательные и образовательные задачи обучения решаются комплексно в процессе практического овладения изучаемым языком на основе материалов, используемых для обучения учащихся говорению, аудированию и чтению.
Содержание данного курса знакомит учащихся с различными сферами применения английского языка, а практические занятия расширят представления об особенностях рода деятельности людей во многих профессиях, связанных с английским языком.
Обучение английскому языку на профориентационных занятиях носит характер специально организованного в учебных целях общения на английском языке в устной и письменной формах. Основу обучения составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения говорящих к получаемой информации.
Цель курса:
обеспечить учащихся практической информацией о профессиях, связанных со знанием английского языка.
Задачи курса:
1) помочь подросткам в их самоопределении при выборе дальнейшей профессии;
2) обозначить связь знаний, получаемых в школе, и возможности успешной профессиональной карьеры;
3) развивать умение работать в сотрудничестве, выполнять коммуникативно-ориентированные задания.
Программа «Английский язык в профессиональной сфере» предназначен для учащихся 9 классов, данный курс по выбору в предпрофильной подготовке рассчитан на 18 часов аудиторного времени.
Программа в содержательном аспекте имеет выраженную практическую направленность, так как рекомендуемой формой преподавания курса являются практикумы, состоящие из аудирования, лексических упражнений и ролевых игр, а также проектной работы в группах.
Работа над проектом и презентация проекта в процессе обучения способствует приобщению учащихся к творческой деятельности. Каждая тема курса включает в себя парную и групповую работу учащихся, где каждый ученик развивает навыки иноязычной коммуникации.
Требования к уровню усвоения курса: в конце изучения курса учащиеся должны:
- знать определенные профессиональные (спортивные, журналистские, коммерческие) термины;
- уметь участвовать в коммуникации по предложенной ситуации или сценарию;
- излагать на английском языке результаты коллективной и индивидуальной поисково-познавательной деятельности;
- озвучивать «немые» видеофрагменты;
- выполнять проекты «Спортивный комментатор», «Учитель английского языка», «Гид – переводчик в школьном музее» и другие.
Программой предусмотрена возможность установления степени достижения промежуточных и итоговых результатов через систему контроля в форме репродуктивных заданий и творческих работ. Одной из форм контроля в форме репродуктивных заданий и творческих работ. Одной из форм контроля может стать взаимное оценивание проектов учащимися.
Содержание курса
Тема 1. Введение. (1 час)
Цели и задачи курса « Английский язык».
Профессии, связанные со знанием английского языка.
Сферы деятельности отдельных специалистов.
Работа с иллюстрациями.
Тема 2. Гид-переводчик. (2 часа)
Сферы деятельности гида-переводчика.
Изучение лексики по теме.
Работа с планом города / в школьном музее.
Экскурсии по городу / в школьном музее.
В картинной галерее, в музее.
Тема 3. Журналист. (2 часа)
Средства массовой информации.
Виды программ и публикаций.
Интервью с интересным собеседником.
Чтение статей.
Тема 4. Спортивный комментатор. (2 часа)
Жанр спортивного репортажа.
Изучение лексики по теме.
Виды спортивных соревнований.
Спортивные сооружения.
Составление спортивного репортажа.
Тема 5. Секретарь (деловая переписка). (2 часа)
Изучение лексических структур.
Виды деловых писем.
Стилистические особенности деловых писем.
Образцы деловой корреспонденции.
Резюме.
Тема 6. Английский язык в сфере обслуживания. (2 часа)
Изучение терминов и наименований.
Магазины и покупки.
Сценарий ролевой игры.
Обслуживание в ресторане.
Тема 7. Учитель английского языка. (2 часа)
Особенности работы с детьми дошкольного возраста.
Основные этапы урока.
Дидактический и иллюстративный материал к уроку.
Аудирование на уроке.
Планирование урока английского языка в начальной школе.
Тема 8. Мировая экология. (2 часа)
Проблемы экологии (мини-лекции).
Просмотр диафильма о проблемах экологии.
Типы загрязнений.
Методы борьбы с загрязнением окружающей среды.
Озвучивание фильма «Обь в опасности».
Тема 9. Речевой этикет (русско-английские соответствия). (2 часа)
Формы общения.
Знакомство.
Приветствие.
Просьба.
Разговор по телефону.
Тема 10. Итоговое занятие. (1 час)
ЛИТЕРАТУРА
- Рахуба И.С. Английский язык 9 класс. – Волгоград,2009.
- English (Текст): газ.: прил. к газете «Первое сентября».-1999; 2000; 2001.
- Skalkin. V. L. Speak Everyday English. – M.: Prosveshcheniye,1972.
- Конобеев А.В. Создание программ к элективным курсам по английскому языку- принципы и практика. АЯШ: Титул 2007.-8с.
- Чичерова Л.Г. Английский язык в сфере бытового обслуживания [Текст]/ Л.Г. Чичерова.- М.: Высшая школа, 1990.
- Ступин Л.П. Как писать письма по-английски [Текст] /Л.П. Ступин, И.В. Ищук.- СПб., 1991.
- Элективные курсы. № 16/ 2005.-Волгоград, 2005.
Календарно - тематическое планирование курса
№
|
Дата
по плану
|
Дата по факту
|
Тема занятия
|
Кол-во уроков
|
Виды деятельности, формы и методы проведения
|
Формы контроля
|
Примечание
|
1.
|
|
|
Введение. Цели и задачи курса «Английский язык в профессиональной сфере».
|
1
|
Мини-лекция с элементами беседы. Запись лекции. Составление перечня профессий.
|
Беседа, обсуждение. Работа с иллюстрациями
|
|
2.
|
|
|
Гид-переводчик. Экскурсии по городу. В картинной галерее, школьном музее.
|
2
|
Мини-практикум. Работа с картой города. Фронтальная и групповая работа.
|
Устные ответы по плану, ответы по карте, в школьном музее.
|
|
3.
|
|
|
Журналист. Средства массовой информации. Виды программ и публикаций.
|
2
|
Мини-лекция с элементами беседы. Чтение статей и публикаций. Ролевая игра «Интервью с интересным собеседником».
|
Ответы на вопросы. Обсуждение прочитанного. Практическая работа: составление вопросов к интервью
|
|
4.
|
|
|
Спортивный комментатор. Жанр спортивного репортажа.
|
2
|
Аудирование. Комментирование понятий на английском языке. Самостоятельное чтение образцов.
|
Презентация проектных работ
|
|
5.
|
|
|
Секретарь (деловая переписка). Виды деловых писем.
|
2
|
Предъявление и тренировка лексических структур. Чтение, перевод текстов писем: приглашение, предложение, заказ, запрос, выражение благодарности
|
Устный опрос лексики. Заполнение схем писем. Написание деловых писем
|
|
6.
|
|
|
Сфера обслуживания. Магазины и покупки. Обслуживание в ресторане.
|
2
|
Предъявление и тренировка терминов. Аудирование. Обсуждение сценария ролевой игры, разработка текста каждой роли
|
Разработка текста своей роли согласно заданному сценарию. Выступление в ролевой игре
|
|
7.
|
|
|
Учитель английского языка. Планирование фрагмента урока в начальной школе
|
2
|
Мини-лекция с элементами беседы. Дискуссия. Фронтальная и групповая работа.
|
Составление плана фрагмента урока. Презентация и защита проекта
|
|
8.
|
|
|
Мировая экология. Проблемы экологии. Методы борьбы с загрязнением окружающей среды.
|
2
|
Видеоурок. Работа с газетными статьями на экологическую тему (просмотр), выбор, адаптация текстов
|
Составление плана текста и озвучивание фильма «Обь в опасности»
|
|
9.
|
|
|
Речевой этикет. Формы общения.
|
2
|
Аудирование. Работа с короткими текстами
|
Диалогические выступления согласно ситуации. Составление текста телефонных разговоров
|
|
10
|
|
|
Итоговый урок
|
1
|
Круглый стол
|
Результаты курса
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
18ч.
|
|
|
|
|